Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.29.38.015
УДК: 371.015 : 371.01
ББК: 88.840 : 74.202.42
Г. А. Шиганова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. В. Коваленко ORCID
Педагог-психолог МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Челябинска имени Зои Космодемьянской»
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. В статье определены актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, обучающихся в русскоязычной школе. Цель статьи заключается в описании и обосновании применения специальных психолого-педагогических и методических приемов в обучении детей, не владеющих или недостаточно владеющих русским языком.

Материалы и методы. В качестве эмпирической базы исследования выступила МАОУ СОШ № 6 г. Челябинска. Основными методами исследования являются анализ ФГОС НОО и научной литературы, посвященной изучению психолого-педагогическим технологиям организации образовательного процесса с детьми, плохо владеющими русским языком и включенными в процесс его познания. Применение диагностических методик: наблюдения, анкетирования, анализа результатов исследования, метода математической статистики – дало возможность описать психологические особенности детей-инофонов и специфику их включения в русскоязычную социокультуру.

Результаты. Выявлены и описаны психологические особенности детей-билингвов младшего школьного возраста. Определены основные нарушения в речевом развитии и коммуникации в русскоязычной среде. Уточнены приемы психолого-педагогической работы, направленные на успешное освоение ООП НОО (предметных и метапредметных результатов) и на преодоление трудностей в формировании коммуникативных навыков детей-инофонов.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативности социально-психологической адаптации к русской социокультуре, ее языку, традициям и обычаям детей мигрантов способствует длительная, планомерная, систематическая психолого-педагогическая и методическая работа как обучающимися, так и с учителями и родителями.

Заключение. Делается вывод о том, что овладение русским языком детьми мигрантов в иноязычной для них среде – это трудный и неоднозначный процесс, требующий создания специальных психолого-педагогический условий в семье, школе и в обществе в целом. Совместные усилия педагогов, детей и родителей приводят к тому, что этот нелегкий процесс адаптации обучающихся к другой культуре и другому языку дают хороший эффект при вхождении их в мир ценностей русского менталитета.

Ключевые слова

билингв, мигрант, менталитет, психолого-педагогическое сопровождение, социокультура, педагог-психолог, коммуникативная компетенция, психолого-педагогические условия

Основные положения

определена сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в отечественной и зарубежной интерпретации;

– изучены возрастные особенности детей-билингвов младшего школьного возраста;

– выявлены психолого-педагогические условия формирования у детей инофонов коммуникативных навыков в русской социокультуре;

– представлено описание фрагментов Программы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в МАОУ СОШ № 6 г. Челябинска.

Цитировать публикацию

Шиганова, Г. А.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Г. А. Шиганова, О. В. Коваленко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 209-221. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.29.38.015.

Библиографический список

Библиографический список

  1. Юздова Л. П., Багапова Д. Ф. Сущность коннотации лексических и фразеологических единиц: сравнительно-сопоставительный аспект (на материале лексем и фразеологизмов двух языков) // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 5. С. 308-316.
  2.  Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
  3. Леонтьев А. Н. Психология общения. М. : Знание, 1997. 365 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд-во «Питер», 2002. 720 с.

5.    Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность : монография. Изд.3-е стереотипное. М.: Едиториал УРСС. 2003. 264 с.

6.    Выготский Л. С. Мышление и речь. Психология : монография / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

7.    Колокольцева Т. Н. Диалог vs диалогичность в интернет-коммуникации //
Интернет-коммуникация как новая речевая формация : колл. монография / науч. ред.
Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. 3-изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 328 с.

8.   G. A. Shiganova, I. S. Karabulatova, A. V. Sviridova, L. P. YUzdova The Concept
of "Knowledge" / "Cognition" in Russian Paremia: the Experience of Structural Semantic Representation //Astra Salvensis – review of history and culture, year VI, No. 12,
2018. p. 385-393.

9.   Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета : учебное пособие. 3-е изд. Москва : Флинта : Наука, 2013. 328 с.

10.   Свиридова А. В., Шиганова Г. А., Юздова Л. П. Содержание лингвокультурологической компетенции будущего педагога начального образования при изучении паремиологии // Вестник Южно-Уральского государственного педагогического университета (Вестник ЧГПУ). Научный журнал. 2019. №1. С.128-144.

11.   Милютина А. А. Диагностический инструментарий сформированности медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка // Современные проблемы педагогической науки и образования : коллективная монография / под ред. проф.
Е. Ю. Никитиной. – М. : Перо, 2016. 208 с. С.86-103.